Title

Организация работы во время «олимпиадного» диктанта. 

 

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. 

«Олимпиадный» диктант составляется с учётом требований, предъявляемых к итоговым диктантам, однако имеет некоторые особенности, касающиеся объёма и содержания. 

Для диктантов используются связные тексты, которые отвечают нормам современного литературного языка, а также доступны по содержанию (и по уровню сложности!) учащимся данного уровня: 

I уровень – 5-7 классы; 

II уровень – 8-11 классы. 

Объем диктанта установлен: 

для 5 класса – 90-100 слов;
для 6 класса – 100-110 слов;
для 7 класса – 110-120 слов. 

Поэтому объём «олимпиадного» диктанта для учащихся I уровня составляет – 100 слов. 

Объём диктанта установлен:
для учащихся 8 классов – 120-150 слов;
для учащихся 9 классов – 150-170 слов;
для учащихся 10-11 классов – 170-190 слов. 

Таким образом, объём «олимпиадного» диктанта для учащихся II уровня составляет – 150 слов. 

В диктанты и I уровня, и II уровня включаются только изученные учащимися темы, однако назначение данных диктантов (олимпиада!) даёт составителям право включать в них такие орфограммы и пунктограммы, которые позволяют проверить общий уровень подготовки учащихся по предмету: знания, чувство языка, орфографическую и пунктуационную зоркость, логическое мышление. 

Преподаватель читает текст диктанта 3 раза: первый раз – для общего ознакомления с текстом, второй раз – непосредственно диктуя каждое предложение по отдельности и третий раз – в целях проверки всего написанного текста. 

В процессе непосредственной диктовки каждое предложение также читается трижды: сначала читается целиком, затем – по частям, и третий раз – в целях общей проверки написанного. При диктовке учитель сообщает начало абзацев. 

Учитель читает текст выразительно, однако не делает при этом специальных интонационных пауз, явно подсказывающих учащимся место знака препинания. 

На «олимпиадном» диктанте учащиеся обязаны сами осознанно расставлять знаки препинания. 

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются следующие ошибки: 

1)   В переносе слов; 

2)   В передаче авторской пунктуации (например: «Наступила осень, птицы улетели на юг». В тексте (у автора) стоит запятая. Но вместо запятой (по правилу!) может быть поставлено тире: «Наступила осень – птицы улетели на юг». Если учащийся вместо запятой поставил тире – это не ошибка.) Такие случаи оговариваются составителями в Примечании. 

3)   В написаниях, искажающих звуковой облик слова («описки» - например: «рапотает» вместо «работает»). 

 

Ошибка, допущенная несколько раз в одном и том же слове (или форме слова), считается за одну ошибку. 

По окончании диктовки учащиеся имеют возможность в течение 5-7 минут проверить текст самостоятельно. 


Download description in pdf format